СлабовидящимСлабовидящим

Учебная практика: итоги и открытия

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, музейная) проходила с 16 по 28 августа 2021 г. в Ижевске и в Казани, ее участниками были 15 студентов 2 курса направления подготовки бакалавров «История».

Целью практики являлось закрепление и углубление теоретических знаний студента в области музейного дела и приобретение им компетенций в сфере профессиональной деятельности. В задачи практики входила работа в фондах Национального музея Удмуртской Республики им. К. Герда и обзор экспозиций музеев разного профиля (исторические, естественнонаучные, художественные и др.) в г. Казань.

Отметим, программа практики составлялась с учетом интересов студентов и состояла из двух частей – обязательной (посещение трех музеев разного профиля) и самостоятельной (реализация интереса студента в плане курсовой или научной темы).

Заданий студентам на практику было несколько. Практическая работа в Национальном музее УР им. К. Герда, самостоятельная работа во время всей практики (по заданию Национального музея и кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии, по тематике своей курсовой). В рамках курсовых работ – посещение музеев и выставок с целью получить информацию для своей дальнейшей работы. Еще одно задание (описание конкретного музея по одному из районов Удмуртии) предстояло выполнить в рамках проекта «Музеи Удмуртии. RU» от кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии. Цель проекта состоит в формировании музейной культуры студентов, в умении найти сведения и составить краткую информацию о музее. В рамках проекта студенты впервые работали с электронным ресурсом «Госкаталог» Музейного фонда Министерства культуры РФ. Заключительное задание – осмотр музеев Казани и Свияжска.

В Национальном музее Удмуртской Республики им. К. Герда студенты были распределены (16-23, 28 августа 2021 г.) в фонды, научный архив и отделы музея. От музея руководил работой студентов Ю. А. Перевощиков (к. и. н., уч. секретарь Национальный музея Удмуртской Республики им. К. Герда). У студентов была прекрасная возможность целую неделю ходить на работу в музей, почувствовать ответственность за ту деятельность, с которой они были связаны на практике. Предложений со стороны сотрудников музея оказалось немало: работа в фондах, в научном архиве, в методическом, научно-экспозиционном отделах. Спектр заданий был тоже разнообразен: поиск и сбор материалов, подготовка тематических методических разработок. Студенты разрабатывали интерактивную часть выставки «Сокровища ижевского Арсенала», методическое пособие «Что такое музей?», путеводитель по выставке «Удмуртия. XX век». Общаясь в музее со специалистами, студенты окунулись в творческую среду, так как современный музейщик – это не только знаток своего дела, но и креативный человек. По мнению Юрия Александровича, «…студенты сделали много нужной и разной работы, особенно мы рады за порядок в научном и фондовом архивах музея. И по другим направлениям их помощь была весьма кстати. 14 октября открывается выставка "Как родная меня мать провожала", в подготовке которой есть и вклад студентов. Приходите к нам в музей». Полагаю, что практиканты обязательно придут на выставку. Студенты занимались самостоятельной работой во время практики (по своему интересу посещали музеи и выставки), сделали описание музеев по нескольким районам Удмуртии в рамках проекта «Музеи Удмуртии. RU».

Самой аттрактивной частью практики, по мнению студентов, была поездка в Казань (24 по 27 августа 2021 г.), а в один из дней мы побывали в Свияжске. Обязательная программа практики охватывала обзорную экскурсию по городу, посещение музеев разного профиля: Эрмитаж-центр (посещение выставки «Пять символов счастья. Благопожелания в китайском искусстве XVII-XX веков из собрания Государственного Эрмитажа»), музей естественной истории Татарстана, Национальный музей Республики Татарстан.

Чем поразили казанские музеи студентов? Яркостью экспозиций, интерактивностью элементов, просторными залами, выставками, уникальными экспонатами. Настоящим открытием для студентов стали объекты ЮНЕСКО: Казанский Кремль и Свияжск. Казанский Кремль впечатлил Благовещенским собором XVI в. и мечетью Кул Шериф, а остров-град Свияжск – не только природной красотой, историей создания многих объектов, но и архитектурой. На заключительном этапе студенты выполнили творческую работу – подготовили фотовыставку «Наша Казань», в которой отразили наиболее важные и интересные, с их точки зрения, объекты и экспонаты.

На итоговом занятии были подведены результаты практики. Каждый из студентов поделился новыми знаниями, рассказал, чему научился на практике. В определенном смысле студенты «примерили» на себя специальности музейных работников (научный сотрудник, экскурсовод, работник фондов и т. д.), порассуждали о том, смогли бы работать в музее и твердо убедились в том, что современный музей – это интереснейшее учреждение. Многие студенты сделали презентации, с которыми выступили на зачетном мероприятии 8 октября 2021 г. Заместитель директора ИИиС Д. А. Котляров (к. и. н., доцент) отметил, что студенты ответственно отнеслись к работе, получили серьезные результаты, которые используют в дальнейшем.

В результате освоения музейной практики в рамках профессиональных компетенций студенты закрепили представление о месте и значении музея; познакомились с музейными профессиями, увидели работу экскурсовода в Казани; узнали, какие профессиональные требования предъявляются к сотрудникам. Научились работать с ресурсом «Госкаталог» МФ Министерства культуры РФ, который практически неисчерпаем для большинства разрабатываемых студентами тем. Студенты учились на практике находить сведения о музеях на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности в электронных каталогах и в сетевых ресурсах.

Знания, полученные в ходе практики студенты будут применять в курсовых и выпускных квалификационных работах, на педагогической практике на уроках истории и во внеклассной работе в школе. Обучающиеся получили практические навыки работы в отделах, фондах и в научном архиве Национального музея Удмуртской Республики им. К. Герда.

Самостоятельно студенты посетили музеи по своему выбору, время для осмотра было предоставлено во второй половине дня: музей Пушечного двора, Музей социалистического быта, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, этнографический музей КФУ, Музей археологического дерева и т. д. Интерес к музеям был, прежде всего, связан с тематикой курсовой работы или повышением уровня общей эрудиции. Студенты создали фотовыставку по итогам практики (виды объектов, которые заинтересовали в большей степени), с которой можно познакомиться в Институте истории и социологии. Фотографии подобраны по принципу «открытий», у каждого они свои: кто-то первый раз в жизни увидел уникальные вышитые шелковые произведения, резные изделия из нефрита, слоновой кости китайских мастеров, побывал в мечети Кул Шериф. Других практикантов заинтересовал этнографический музей КФУ; музей социалистического быта, в котором можно было трогать экспонаты в отличие от большинства музеев России.

Но самым главным открытием стал сам современный музей: традиционный и интерактивный, большой и маленький, государственный и частный. Но с профессиональной точки зрения музей – это потенциальное место работы для историков, способных к творчеству; людей, создающих удивительные проекты и экспозиции для общества, внедряющих IT-технологии в работу музея. Будем надеяться, что кто-то из студентов выберет себе профессию, связанную с музеем.

Участники и руководитель музейной практики благодарят И. Ю. Наумову за подготовку приказа на практику, руководителя группы Л. А. Рупасову (специалист по УМР 1 категории) за взаимодействие со студентами и помощь в организации практики, А. Л. Колзину за материальную помощь студентам.

О. А. Казанцева, руководитель практики

Участники практики у стен Казанского кремля зачетное мероприятие фотовыставка