СлабовидящимСлабовидящим

Научная деятельность и аспирантура

Зам. директора по научной работе: Бармина Наталья Николаевна (e-mail: barmina-nn@udm.ru, 406 ауд. 2 корпуса, тел. +79635437223).

Научные центры
Научно-исследовательский центрДиректорE-mailМестонахождение
Центр социальных исследованийОбухов Константин Николаевичfagotfrosch@gmail.comII – 409
Центр социальной политики   
Центр изучения истории Средневековой РусиДолгов Вадим Викторовичdolgov@udm.ruII - 205
Учебный кабинет Археологический музей УдГУЗав. кабинетом Т.М. Сабироваarch@uni.udm.ruII - 404
Институт истории и культуры народов ПриуральяРимма Дмитриевна Голдинаarch@uni.udm.ruII - 401, 402
Распределенный научный центр межнациональных и межрелигиозных проблем ПФОВоронцов Владимир Степановичvvorontsov@rambler.ruII - 406
Наши научные школы
[Научная школа О.Н. Бушмакиной (НШ-5272.2012.6) «Социальная онтология в конструктивно-герменевтическом аспекте»] (proxima.school.udsu.ru)

Исследовательское направление «Социальная онтология в конструктивно-герменевтическом аспекте» основано на представлении о том, что социальная реальность существует и предъявляется в языковых конструктах, образующих поле социальной дискурсивности. Бытие социального структурируется в границах поля социальной дискурсивности, заключающих в себе социальную субъективность, которая самоопределяется на пределе смысла, достигающего полноты на границе. В точке предела происходит со-бытие бытия социального, предъявляется с-мысл как самообращение мышления или самоопределение субъективности в «точке зрения» исследователя как саморефлектирующего социального субъекта, присутствующего в разворачивающейся системе знания как базисный принцип исследования (метод субъект-объектного тождества).

Обращение к онтологии определяется требованием целостного подхода, который гарантирует сохранение смысла социальной субъективности. Метод субъект-объектного тождества позволяет конституировать со-бытие бытия социального мышления в точке его самоопределения. Здесь точка границы как точка предела позволяет перевести метод субъект-объектного тождества классической философии (Ф. Шеллинг) в герменевтический метод «о-пределивания» (М. Хайдеггер) и постмодернистский метод радикализации (Ж. Деррида). Неопределенность бесконечного бытия оказывается способной к самоопределению в структурах конечности и определенности. Применение метода сохраняет смысл социального бытия как целого способного к самоопределению на границе.
Сайт научной школы: proxima.school.udsu.ru

[Научная школа Р. Д. Голдиной "Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья"] (kamavyatka.school.udsu.ru)
Научная археологическая школа Р. Д. Голдиной возникла и развивается в процессе изучения многоплановой темы «Древняя и средневековая история Приуралья». В ее основе лежат идеи и концепции об этно- и культурогенезе финно-пермских народов Приуралья, разрабатываемыми и обосновываемыми Р. Д. Голдиной и ее учениками на протяжении последних сорока лет. Исследование культурно-исторических и этногенетических процессов в регионе удачно дополняется решением проблем взаимодействия древних и средневековых обществ, изучением технико-технологических, семантических, морфологических, типологических, социальных характеристик археологического материала. Сложность и многоплановость этих аспектов древней и средневековой истории Приуралья привела к возникновению историко-научного и историографического направлений в их изучении.
В организационную структуру научной школы входят: кафедра археологии и истории первобытного общества, Институт истории и культуры народов Приуралья, археологический музей УдГУ, Камско-Вятская археологическая экспедиция, научно-образовательный центр «Наследие».
Сайт научной школы: kamavyatka.school.udsu.ru

Отчеты и планы по НИР
История наших грантов и проектов

2020-2023, участник, РФФИ, 20-011-00588-а "Конструирование социальной идентичности населения столиц республик в составе Российской Федерации (на примере Республики Мордовия и Удмуртской Республики)".

2020–2022, участник, РФФИ, 20-013-00382-а «Проектная актуализация концепции цифрового университета: комплексное административно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях новых социально-технологических вызовов информационной эпохи».

2018–2020, участник, РФФИ, 18-013-00447-а «Транзитивный университет в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов».

Удмуртский государственный университет с 2013 г. является опорным отделением Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем Приволжского федерального округа (РНЦ ПФО). РНЦ создан Минобрнауки РФ совместно с Российской академией наук во исполнении решения Президента РФ № 3230 от 04.04.2012 г. Общую методологию, координацию, определение направлений работ обеспечивает Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
РНЦ – это сетевое сообщество ведущих ученых и экспертов, осуществляющих исследования в области межнациональных и межрегиональных проблем и работающих в различных вузах и научных учреждениях ряда регионов.
Цель РНЦ – выполнять актуальные исследования прикладного значения, которые могут содействовать более эффективной работе органов государственной власти и управления, предупреждению и разрешению межэтнической напряженности и конфликтов, утверждению гражданского согласия и толерантности.
В основу работы РНЦ положен метод подготовки аналитических докладов с рекомендациями, научных, справочных и методических материалов для государственных служащих, общественных деятелей, СМИ.
Опубликованные результаты научной деятельности РНЦ направляются в Аппарат Совета Безопасности РФ, в аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
УдГУ входит в число 7 университетов, определены как опорные отделения, координируя деятельность региональных экспертов в Удмуртской Республике, Пермском крае, Кировской области, Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике.
Научными сотрудниками опорного отделения РНЦ в УдГУ, реализующими госзадание по теме «Этнос» являются:
А.Е. Загребин – профессор кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии, доктор исторических наук;
В.С. Воронцов – доцент кафедры политологии и политического управления, кандидат исторических наук;
Д.А. Черниенко – доцент кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии, кандидат исторических наук.
В 2013–2015 гг. сотрудники центра приняли участие в подготовке изданий:

  • Межэтнические и конфессиональные отношения в ПФО (2013)
  • Молодежь в полиэтничных регионах ПФО (2013)
  • Состояние научной экспертизы межэтнических и конфессиональных отношений в ПФО (2013)
  • Межэтнические отношения и религиозная ситуация в субъектах ПФО (2014)
  • Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал (2014)
  • Межэтнические отношения и религиозная ситуация в ПФО (2015)

"Роль этнокультурных проектов в развитии сельских поселений в Удмуртской Республике" (поддержан грантом РФФИ (17-13-18002-ОГН))
Год выполнения: 2017-2018
В рамках исследования предполагается установить ресурсный потенциал этнокультурных туристических проектов для развития сельских поселений. В качестве мест проведения исследования были выбраны четыре поселения Удмуртской Республики, в которых реализуются успешные этнокультурные проекты: д. Быги (Шарканский район), д. Бураново (Малопургинский район), д. Карамас-Пельга (Киясовский район), д. Сеп (Игринский район). В настоящий момент проведены серия полуструктурированных интервью (с главами сельских поселений, руководителями районы домов культуры, руководителями этнических проектов, местными активистами) и опрос населения (с целью уточнения состояния социальной и экономической инфраструктуры).
Результаты исследований представлены в статьях и презентациях, размещенных на данной странице: www.csr-izh.com/kopiya-konkurenciya

Культурно-исторические контакты населения Среднего Прикамья в эпоху Великого переселения народов по материалам бус (Грант РГНФ № 15-11-18003 «а(р)»; Конкурс: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 – Удмуртская Республика)
Год выполнения: 2015-2016
Аннотация проекта: Эпоха Великого переселения народов – один из ключевых периодов в истории Прикамья. Он отмечен вторжением на эту территорию многочисленных групп инородного происхождения: угорского, славянского, готского, сарматского и других, что повлекло за собой многочисленные проявления разнообразного воздействия на финно-угорский мир культур других народов. Культурные контакты народов в исторической динамике наиболее ярко проявляются при изучении бус – продукции ремесленных мастерских, ориентированной на международную торговлю, из Египта, Сирии, Северного Причерноморья, Кавказа, Средней Азии, Ирана, Индии и других областей. Исследование массового бусинного материала позволяет воссоздать направление связей с высокой степенью достоверности. В таком ключе бусы могильников Среднего Прикамья III–V вв. до сих пор не рассматривались.
В последние годы экспедицией Удмуртского университета получены новые материалы на трех могильниках III–V вв.: Дубровском, Боярском (Арай) (раскопки Е.М.Черных) и Заборье (раскопки В.А.Бернц). На этих памятниках обнаружено значительное число бус: Дубровский – 2278 экз., Боярский (Арай) – 1910 экз. и Заборье - 603 экз. Всего 4791 экз. Этот материал еще не введен в научный оборот и не известен специалистам. Важно и то, что эти материалы получены в результате полевых исследований последних лет, выполненных на современном научном уровне.
В результате реализации проекта 4791 бусина этих объектов будут обследованы по 37 признакам: материал, форма, размеры, цвет, прозрачность, декор, технология изготовления. На этой основе будет создан банк данных по методике, разработанной и апробированной на других материалах руководителем проекта – Е.В. Голдиной, и каталог, иллюстрированный цветными фотографиями и рисунками. Полученные характеристики позволят выяснить особенности набора бус у финно-угров Приуралья в середине I тыс. н.э., источники их производства, характер и пути поступления бус в Прикамье, а также дать оценку культурно-историческому воздействию далеких цивилизаций на финно-угорский мир.
Руководитель: Голдина Е.В.
Исполнители: Бернц В.А., Сабиров Т.Р., Липина Л.И., Черных Е.М.

Е.В. Крылов, доцент кафедры политологии и политического управления, кандидат исторических наук, в 2015–2016 гг. является региональным координатором научно-исследовательского проекта «Влияние интернет-технологий на политическую социализацию современной молодежи».
Содержание проекта: стремительный рост влияния на общество информационных технологий, глобальной сети Интернет, и, как следствие, все более интенсивная технологизация и коммуникативизация политического и социального пространства вынуждают обратиться к научно-практическому осмыслению данной проблемы. Современной молодёжи небезразличны политические процессы, происходящие сегодня в стране, однако при этом политическая сфера занимает одно из последних мест по степени значимости для нее. Молодое поколение интересуют в первую очередь информационные формы политического участия (дискуссии, просмотр информационно-аналитических и политических программ, обсуждение в социальных сетях, блогах, форумах). При этом существует проблема информационной безопасности, когда информационные потоки, минуя национальные границы государств, проникают в сознание молодёжи и оказывают как позитивное, так и негативное воздействие. Цель проекта – политологический анализ сущности и специфики развития процесса политической социализации молодёжи и определение роли интернет-технологий в этом процессе с выработкой практических рекомендаций для государственных органов власти и институтов гражданского общества в сфере медиаэкологии и информационной безопасности личности и общества. Участниками проекта выступают также преподаватели МГУ, БашГПУ, политологи, политические PR-консультанты Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Кирова.
Проект предусматривает проведение полевых исследований в регионах, организацию конференций по проблемам влияния интернет-технологий на политический процесс, информационной безопасности и медиаэкологии современной молодежи, выпуск монографии и учебника.

Власова Т.А. Роль семьи и местных сообществ в развитии сельских школ этнокультурной направленности в Удмуртской Республике (№14-13-18002). 2014-2015 гг.

В рамках проекта рассматриваются формы взаимодействия образовательных организаций с родительскими и локальными сообществами. При изучении системы сельского образования нужно учитывать механизмы социального неравенства. Существует целый комплекс барьеров, которые ограничивают доступ сельских детей к качественному общему образованию и способствуют воспроизводству социального неравенства. Особое внимание уделяется этническим группам, так как роль этнических сообществ в поддержке этнокультурного образования в настоящий момент является проблематичной. Следует учитывать, что большая часть этнического населения живет в селе, и имеет низкий уровень доходов. Таким образом, территориальный и этнический барьер взаимно подкрепляют друг друга. Многие родители, жители разных российских регионов поддерживают существование национальных классов и школ. Позитивное отношение объясняется тем, что школа понимается как канал воспроизводства культурной традиции, в том числе, этнической. Но с другой стороны, родители часто высказывают мнение о том, что детей следует ориентировать на изучение востребованных предметов, которые помогут им получить более качественное образование, поступить в вузы, что одновременно означает то, что они покинут село. Таким образом, позиция родителей, учителей школ и представителей местных сообществ не является последовательной и четко сформулированной. В рамках проекта предполагается использование разнообразные социологические методы: количественные (статистический анализ документов и анкетный опрос) и качественные (глубинные интервью с работниками районных отделов образования, директорами школ, учителями и родителями).

Старкова Н. Ю. "Пелопонесская лига в системе межполисных отношений в Классической Греции"
В настоящее время (06.10 – 05.12.2015), директор ИСиС, Н.Ю. Старкова проводит исследования в университетах Германии – университет им. Гумбольдта (г. Берлин) и университет Фрайбурга (г. Фрайбург). Тема исследовательского проекта «Пелопонесская лига в системе межполисных отношений в Классической Греции». Исследовательская поездка финансируется за счет гранта Службы академических обменов Германии (DAAD) по программе [«Научные стажировки для ученых и преподавателей вузов / Forschungsaufenthalte für Hochschullehrer und Wissenschaftler»] (www.daad.ru/?m=1.5&seite=1_5_1a&id=20).

«Европейская идентичность, культурное разнообразие и политические изменения» (“EUinDepth: European Identity, Cultural Diversity and Political Change” (Nr. PIRSES-GA-2013-612619)
Цель проекта – развитие сотрудничества между научными организациями стран Евросоюза и России посредством обмена кадрами в рамках стажировок, организации научных мероприятий и совместных исследований. Сроки реализации – 2014–2017 гг. Проект финансируется Европейской комиссией (ЕС) в рамках 7-й программы ЕС по научно-технологическому развитию на направлении международного обмена научными кадрами (the EU 7th Framework Programme for Research and Technological Development (FP7). В числе европейских участников созданного в рамках реализации проекта консорциума – Лёвенский католический университет (Лёвен, Бельгия), Институт политических исследований (Бордо, Франция), Гёттингенский университет имени Георга-Августа (Гёттинген, ФРГ), Университет имени Лоранда Этвёша (Будапешт, Венгрия), Университет Сиены (Сиена, Италия), Центр российских и восточноевропейских Бирмингемского университета (Бирмингем, Великобритания). Российская сторона представлена ИМЭМО РАН, Ассоциацией европейских исследований (Институт Европы РАН), Кубанским государственным университетом, Пермским национальным исследовательским университетом, Томским государственным университетом (Центр ЕС в Сибири), Удмуртским государственным университетом, Воронежским государственным университетом. Координацию деятельности консорциума осуществляет Институт экономики и финансов Академии наук Молдовы, представляющий Молдову как ассоциированного члена ЕС. Координатор проекта от УдГУ – зав. кафедрой новой и новейшей истории и международных ИИС, д.и.н. В.Р. Золотых. Активное участие в реализации проекта принимают – В.В. Иванов, В.В. Пушкарева, Н.Ю. Старкова, А.Е. Загребин.
Информация о проекте: www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=1041

Л.Н. Кулябина, доцент кафедры политологии и политического управления, кандидат политических наук, является исполнителем коллективного проекта на 2014–2017 гг. «Европейская идентичность, культурное разнообразие и политические перемены» (EUinDepth).
УдГУ – один из 15 членов консорциума, который включает 7 европейских университетов и исследовательских центров из Франции, Германии, Великобритании, Италии, Бельгии, Португалии, Венгрии, и 7 университетов из РФ и Академия наук Молдовы. При поддержке Международного обмена научными кадрами (International Research Staff Exchange Scheme – IRSES) Седьмой рамочной программы ЕС по научно-технологическому развитию (7РП).
Реализуемая деятельность: развитие сотрудничества между научными организациями стран Евросоюза и России посредством стажировок для проведения совместных исследований, организации научных мероприятий.
Цели: 1) определение границ Европы в восприятии европейской, русской и молдавской сторон; 2) изучение феномена европейской идентичности в странах ЕС и регионах России; 3) рассмотрение вопроса культурной безопасности. Л.Н. Кулябина также является исполнителем гранта Erasmus Mundus Aurora II, for academic staff (программа Еврокомиссии) на 2014–2016 гг., координирующей организацией выступает университет г. Турку (Финляндия).
Задачи проекта: чтение курса «National security: case study of Russia»; установление академических и образовательных контактов.

Британско-российский проект «Вторая мировая война в воспоминаниях ветеранов и детей войны».
Цель проекта – создание британскими и российскими студентами-историками совместного сайта, где будут размещены воспоминания британских и советских ветеранов войны, воспоминания «детей» войны; формирование у студентов гражданской позиции, знакомство с методологией устной истории, совершенствование языковых и коммуникативных навыков. Срок реализации – 2015–2017 гг. Финансирование – за счет средств сторон, участвующих в проекте. Британская сторона подала заявку на получение небольшого гранта. Партнер – Манчестерский метрополитен университет (ММУ), факультет истории, политики и философии.
Информация о координаторе проекта от ММУ Катерине Данкс: www2.mmu.ac.uk/hpp/staff/profile/index.php?profile_id=48
Координаторы от ИИС УдГУ – В.Р. Золотых, Н.Ю. Старкова.

В настоящее время на кафедре новой и новейшей истории и международных отношений начинается реализация британско-российского проекта «Холодная война – взгляд с Запада и Востока».
Цель проекта – создание британскими и российскими студентами-историками совместного сайта, и онлайн возможностей (видеоконференции), где между британскими и российскими студентами на регулярной основе будут проводиться дискуссия о наиболее важных событиях периода Холодной войны; более углубленное изучение новейшей истории, совершенствование языковых и коммуникативных навыков. Срок реализации – 2015–2017 гг. Финансирование – за счет средств сторон, участвующих в проекте. Британская сторона подала заявку на получение небольшого гранта. Партнер – Манчестерский метрополитен университет (ММУ), факультет истории, политики и философии. Координатор от ММУ – Катерина Данкс. Координатор от ИИС УдГУ – В.Р. Золотых.

Кафедра политологии и политического управления продолжает сотрудничество с Университетом г. Сиены (Италия) в лице Маурицио Котты (Maurizio Cotta, PhD in Political Science), директора Центра изучения политических изменений (Director Centre for the Study of Political Change (CIRCaP).
На стадии заявки находится подготовка программы Жана Моне (Erasmus+, Jean Monnet Modules), которая предполагает возможность обновления существующих университетских курсов в направлении их сближения с европейскими аналогами, в последующем – объединения курсов в совместные образовательные программы.

Студенческая наука

В Институте истории и социологии активно функционирует Студенческое научное общество
DOCИнформация о СНО ИИС УдГУ

Группа СНО в ВК: vk.com/snoiiisudgu

Диссертационный совет
Аспирантура
Конференции и мероприятия
Основные издания Института