СлабовидящимСлабовидящим

Интервью со скульптором, автором мемориальной доски Н. З. Ульяненко

Ульяненко Нина Захаровна

В год юбилея Великой Победы мы вновь обращаемся к памяти наших ветеранов-земляков. Особое место среди них занимает Нина Захаровна Ульяненко (1923–2005) – единственная в Удмуртии женщина-летчик, получившая звание Героя Советского Союза легендарная «ночная ведьма», выпускница Исторического факультета УГПИ-УдГУ. В знак благодарности подвигу и героизму отважной летчицы, а в последующем учителю истории, совместными усилиями ИИиС и ИИиД УдГУ разработана и создана Мемориальная доска Н. З. Ульяненко, которая будет установлена на 2 корпусе УдГУ.

Предлагаем вашему вниманию интервью со скульптором, автором мемориальной доски Н. З. Ульяненко.

М – Мария Борисова, член студенческого совета ИИиС

АС – Алексей Сергеевич Ильин – преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ИИиД УдГУ

М: Первый мой вопрос будет о выборе вашей специальности. Насколько мне известно, вы родились в Можге, почему вы приехали в Ижевск и поступили именно в наш университет? Что привело вас в УдГУ?

АС: Еще в годы обучения в Художественной школе в Можге преподаватели посоветовали УдГУ, именно кафедру Декоративно-прикладного искусства как одну из сильнейших кафедр Института Искусств и Дизайна. Здесь в то время работали знакомые моих педагогов из Художественной школы.

М: Расскажите, пожалуйста, о вашей нынешней творческой деятельности: с какими материалами вам нравится работать, что сейчас находится в ваших творческих интересах и какие у вас еще недавно были работы?

АС: Моя специальность – это скульптура, а именно декоративная скульптура. Основные материалы, в которых я работаю, – это металл, гипс, песчано-цементная смесь. Вообще большие объекты я создаю не один, а мы делаем втроем, творческим коллективом. Тоже все выпускники кафедры ДПИ, но разных годов выпуска. Мы познакомились в процессе обучения и крупные работы мы берем вместе. Втроем всегда веселее, проще, у каждого есть свои уникальные черты, способности. Мы вот так объединяемся и получается, что нам работать очень легко и комфортно.

М: А как давно ваша команда была собрана?

АС: Мы вместе уже лет пять-шесть работаем совместно. И кстати, авторство мемориальной доски Нины Ульяненко мы указали втроем: Ильин Алексей, Чувашев Александр и Галимзянов Андрей. Все выпускники кафедры «Декоративно-прикладное искусство» и даже все имена начинаются на букву «а». Мы свой коллектив творческий называем «А в кубе». Андрей Галимзянов сейчас работает художников в Русском Драматическом театре, Александр преподает в художественной школе, а вот в свободное от работы время мы занимаемся творчеством: создаем скульптуры, арт-объекты небольшие, рисуем картины, также принимаем участие в фестивалях.

М: Это потрясающе, что делом вашей жизни стало то, что вам нравится. Очень приятно это слышать. Следующий вопрос меня интересует скорее как историка: насколько вам, как художнику, важна историческая составляющая во время работы? Изучаете ли вы какие-то события, биографию персонажа, той же Нины Ульяненко, чтобы передать какой-либо посыл либо настроение через искусство? Обращаете ли вы внимание на исторический бэкграунд?

АС: Да, конечно, это неотъемлемая часть работы. Мы изучили литературу, нашли фотографии Нины Ульяненко в молодости и уже, так скажем, в преклонных годах. Сам ее образ в целом нам очень понравился, показался интересным, она человек с большой буквы. Ее героизм, мужество мы и постарались запечатлеть в ее портрете на памятной доске. Также мы пообщались с людьми, которые ее знали. Мы вот сейчас работаем над следующими проектами и так оказалось, что наши новые заказчики были с ней знакомы, и часть информации именно они нам сообщили. Конечно, чтобы образ получился, нужно всю информацию сложить воедино.

М: Вы пропускаете эмоции через себя во время подготовки к работе, самого процесса?

АС: Да, конечно. Мы даже посмотрели фильм советский «В небе ночные ведьмы», старались максимально приблизиться к той эпохе. Важно было пропустить их жизнь через себя.

М: Есть ли какой-то момент из жизни Нины Ульяненко, который вам больше всего запомнился, который вы бы отметили?

АС: Конкретно годы Великой Отечественной войны.

М: Был ли у вас какой-либо до этого опыт в создании мемориальных досок или это была ваша первая работа?

АС: Нет, это не первая наша такая работа. Где-то года два назад мы сделали мемориальную доску художнику Васнецову Виктору Михайловичу. Она сейчас висит на фасаде Школы Искусств № 11, которая находится на улице Кирова. Она как раз и названа «Школа Искусств имени Васнецова». Мы еще для них сделали медведя из бетона, чтобы оформить фасад, далее мы сделали памятную доску и потом бюст художника.

М: Есть ли у вас какие-либо приемы, чтобы сделать процесс создания легче, качественнее и быстрее?

АС: У каждого художника, скульптора есть свои небольшие секреты. Как и многие люди такого плана, мы стараемся сохранить некоторые тайны. Мы вносим свои нюансы в процесс работы, к примеру, в приготовление рабочих смесей для литья досок, скульптур, в моменты формовки, лепки. А может, в наших наработках ничего особенного нет, и все есть в интернете. Еще мы постоянно изучаем какие-то новые материалы, которые сейчас активно появляются, внедряются. Ими мы тоже стараемся пользоваться.

М: А из каких материалов состоит мемориальная доска?

АС: Это литьевая смесь на основе белого цемента, в ней также заложен металлокаркас; формирующие материалы, такие как микрофибровое волокно, этот материал не так давно появился на рынке; также она (мемориальная доска) пропитана специальной пропиткой, которая позволяет ей поглощать влагу из окружающей среды; ну и окрашена специальными фасадными акриловыми красками.

М: Скажите, пожалуйста, где будет размещена мемориальная доска?

АС: Она будет размещена на входной группе второго корпуса. На его фасаде размещено уже много мемориальных досок, осталось два места, две простенки: крайняя левая и крайняя правая. Мы планируем разместить мемориальную доску на правой части.

М: В каких еще формах, на ваш взгляд, могут развиваться отношения наших институтов?

АС: Думаю, что форм может быть множество, но мы пока над этим не думали.

Спасибо за беседу!